Воздух и ПВО: что купят у России по итогам DSA-2016?

Завершившаяся в Малайзии выставка DSA-2016 может считаться для России одним из «своих» форумов: и сама Малайзия, и большая часть соседей по региону регулярно и в больших объемах закупают российское вооружение и военную технику. 25 Апрель 2016, 12:27
Завершившаяся в Малайзии выставка DSA-2016 может считаться для России одним из «своих» форумов: и сама Малайзия, и большая часть соседей по региону регулярно и в больших объемах закупают российское вооружение и военную технику. Военный обозреватель Lenta.ru Илья Крамник оценивает покупки
На выставке в Куала-Лумпуре были представлены более 300 образцов продукции 12 крупнейших предприятий российского ОПК, включая ГК «Ростех», АО «Уралвагонзавод», концерн ВКО «Алмаз-Антей» и ряд других.

Любой оружейный форум — это, прежде всего, повод для завязки или продолжения разговора о поставках тех или иных систем вооружения, и здесь наиболее интересны ключевые темы, которые могли получить продвижение в ходе малайзийской выставки. Для России в регионе можно выделить некоторые приоритетные проекты.

Новый «Викрант»

Индия продолжает строительство своего второго авианосца, получившего наименование «Викрант» в честь первого корабля этого класса, который использовался индийским флотом с 1961 года по конец 1980-х. В настоящее время новый «Викрант» достраивается на плаву, и одна из главных интриг заключается в составе его вооружения.

Проблемы в сфере ВТС между Дели и Иерусалимом заставляют сомневаться в реалистичности исходных планов оснащения корабля израильскими системами ПВО, и у России, уже поставляющей для «Викранта» оборудование авиационно-технического комплекса корабля, самолеты и вертолеты, есть шансы повысить долю своего участия в новом индийском авианосце.

«На борт авианосца могут быть поставлены системы наведения, системы ПВО, а также различные системы бортового вооружения, в том числе противокорабельного. Авианосец — это большая платформа, и нам есть, что предложить нашим партнерам», — так прокомментировал ситуацию директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов в интервью РИА «Новости».

Теоретически, Россия может предложить Индии как уже знакомые флоту этой страны системы — ЗРК «Штиль» в вертикальных пусковых установках, ЗРАК «Каштан», — так и более современные системы: ЗРАК «Палаш»/«Пальма» в системной связи с ЗРК нового поколения «Редут», который в настоящее время проходит испытания на головном фрегате проекта 22350, и универсальный корабельный стрельбовый комплекс с пусковой установкой 3С-14, который может оснащаться вооружением разных типов, в том числе противолодочными и противокорабельными ракетами. Впрочем, учитывая принятую Индией концепцию развития авианосцев, противокорабельное вооружение на кораблях этого класса им вряд ли понадобится.
СТРОИТЕЛЬСТВО «ВИКРАНТА». ФОТО: ВИКИПЕДИЯ

Новый истребитель и ПВО для Малайзии

«Интерес малайзийцев преобразовался в сильный интерес», — так прокомментировал Виктор Кладов ситуацию с возможным приобретением Малайзией новых российских средств ПВО.

В настоящее время Куала-Лумпур интересуют две системы: ЗРК средней дальности «Бук-М2» на колесном шасси и зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», также на колесной платформе. Выбор шасси оправдан — Малайзия располагает достаточно развитой сетью автотрасс, на которых колесная техника имеет преимущество в мобильности, а вне дорог местность, как правило, непроходима и для гусеничных машин. Интерес к «Буку» и «Панцирю» уже проявили малазийские военные, и сейчас вопрос заключается в том, как скоро Россия сможет перевести эту заинтересованность в плоскость практических переговоров. История с выбором новых систем ПВО для Малайзии тянется уже около 10 лет, и, учитывая обычные варианты развития таких программ, приближается к этапу предконтрактных переговоров.
ЗРК «БУК-М2Э». ФОТО: VITALYKUZMIN.NET
В авиации интриги почти нет — уже освоив машины «ОКБ Сухого», ВВС Малайзии заинтересованы в продолжении их эксплуатации. Однако вопрос заключается в выборе между Комсомольском и Иркутском: будет ли Куала Лумпур брать новую партию Су-30МКМ, доработанных и модернизированных с использованием новейших достижений промышленности — включая новые двигатели, РЛС и ряд других систем — или обратит внимание на Су-35, как это уже сделали ВВС Индонезии?

Вопрос более сложный, чем может показаться, так как Су-30МКМ и Су-35 представляют две различные концепции современных истребителей — двухместная иркутская машина, в которой за применение оружия отвечает штурман-оператор, и одноместная комсомольская, где значительную часть обязанностей второго члена экипажа берет на себя бортовой комплекс.

ВВС Индонезии, ранее уже заявившие о желании купить Су-35, пока не определились с числом машин. Исходно сообщалось о желании купить 12 самолетов, затем это число сократилось до 10, но, по словам Виктора Кладова, окончательная определенность пока не достигнута. «Я думаю, речь может идти о 12–18 машинах. Кстати, Индонезия широко представлена на DSA-2016, и крупная делегация во главе с главкомом индонезийских ВВС посетила наш стенд. Целый час велись активные переговоры, в том числе и по этой теме», — сказал представитель российской делегации на DSA-2016.
СУ-35. ФОТО: СЕРГЕЙ ЧАЙКОВСКИЙ/RUSSIANPLANES.NET

Универсальный самолет

Еще одной российской машиной, интересующей все большее количество потенциальных партнеров в регионе, является Як-130. В настоящее время он уже поставляется в Бангладеш, кроме того им интересуются Малайзия и ряд других стран, таких как Мьянма и Лаос, нуждающихся в машине, способной совмещать функции учебного и боевого самолета.
Вооружение Як-130 позволяет использовать его в качестве легкого ударного самолета, что, в сочетании с его универсальностью как учебной платформы — пилотажный комплекс позволяет имитировать летные характеристики большинства современных истребителей, — значительно повышает шансы на продажу, даже если ВВС страны-покупателя не используют российскую авиатехнику.

При этом интерес к Як-130 отнюдь не исчерпывается Юго-восточной Азией. В Северной Африке эту машину уже использует Алжир, переговоры о покупке идут с еще несколькими неназванными странами — с наибольшей вероятностью, Египтом и Марокко. Кроме того, покупатели Як-130 могут появиться и в Латинской Америке — скорее всего, это Перу, Венесуэла и Аргентина.
ЯК-130. ФОТО: ВЛАДИСЛАВ ПЕРМИНОВ/RUSSIANPLANES.NET